Видеонаблюдение в детском саду: благо или первый шаг к неврозу?



В последние годы технологии обгоняют время… А зачастую оказываются и не в том месте.

Многие родители, в последнее время, начитавшись ужасающих статей о совращении детей в детском саду, психологическом и физическом насилии над детьми, считают спасительной идею об установке камер в помещениях дошкольных учреждений для постоянного видеонаблюдения за процессом воспитания и обучения детей.

На этой почве возникло множество споров. Первый из них коснулся юридической стороны вопроса. Сторонники идеи установки камер обратились к Гражданскому Кодексу Российской Федерации:

Статья 152.1 Гражданского Кодекса РФ. Охрана изображения гражданина.

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.

В частности, отношение сторонников выражает пункт №1, в котором позволяется использование изображения гражданина «в общественных или публичных интересах». Исходя из этого положения, родители действительно имеют полное право с разрешения управы района и решения общего родительского собрания установить систему видеонаблюдения в любых помещениях и на любом участке территории учреждений, которые посещают их дети. При этом согласия не то чтобы воспитателя, но даже администрации учреждения на это, по сути, не требуется. Возмущенные и как всегда правые мамочки привыкли решать такие вопросы псевдоинтеллигентными методами, то есть, обходя стороной непосредственных участников процесса – воспитателей.

Прежде чем поговорить о недочетах, халатности и крайностях в работе воспитателей, давайте вспомним о том, каким должен быть хороший воспитатель. Приведем требования, которые состоят из 2 компонентов идеальной личности педагога:

 статья на FranchExpert.ru: Видеонаблюдение в детском саду: благо или первый шаг к неврозу?

1-й компонент: нравственная составляющая:
Высокий моральный облик;
Положительные личностные качества: ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость (нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом);
Любовь к детям;
Эмоционально-психологическая устойчивость: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям).
2-й компонент: педагогические способности:

 Комплекс педагогических способностей

Весьма желательны для педагога такие качества, как наличие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на детей получает педагог, имеющий способности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и.т.д. Качество, которое объединяет все названные качества, активизирует их развитие - профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.

Противопоказания педагогической деятельности:
- не может быть педагогом аморальный человек, не имеющий твердых убеждений;
- неумение сдерживать раздражение, излишняя резкость в обращении с детьми;
- серьезные дефекты речи, хронические заболевания гортани, органов слуха и зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата.

Итак, в дошкольных учреждениях согласно приведенным требованиям должны работать исключительно морально крепкие, интеллектуально развитые и психически уравновешенные люди. Так ли это в реальных условиях? Все ли педагоги не соответствуют этим требованиям? И возможно ли вообще в современном мире абсолютно соответствовать им? Соответствие этим требованиям определяется исключительно субъективно. У каждого человека свое уникальное представление о нравственности, этике и о том, каким должен быть идеальный педагог. В учреждениях, осуществляющих подготовку педагогических кадров, поверьте моему опыту, на ваши личностные качества вряд ли кто-то будет обращать внимание, если вы, хоть как-то осваиваете программу обучения и не переходите дорогу своим преподавателям.

В одном из московских педагогических колледжей имел место инцидент, когда приемная комиссия упустила, что им был предоставлен не аттестат об основном среднем образовании, а свидетельство об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с интеллектуальной недостаточностью). Указанный абитуриент успешно сдал экзамены с минимальным проходным баллом и был зачислен на первый курс. О том, кого приняли, администрация и преподаватели выяснили только в процессе обучения при личном контакте со студентом. При этом отчислен он был по неуспеваемости, а не по личностному несоответствию требованиям к педагогу.

Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, что контроль за качеством педагогических кадров должен осуществляться не в процессе работы, когда могут непоправимо пострадать невинные дети, а на этапе отбора студентов. Если бы контроль по отбору студентов для педагогических образовательных учреждений осуществлялся бы более тщательно, возможно не возникала бы проблема недоверия воспитателям, так как случаев психологического и физического насилия над детьми было бы меньше. В студентов-педагогов всегда вкладывают уверенность в том, что это самая лучшая профессия, что любой должен просто мечтать оказаться на их месте, но никто никогда не посеет в студенте сомнение: а подходит ли лично ему эта профессия…

Вернемся к вопросу об установке систем видеонаблюдения.

Родители думают, что это наилучший способ обеспечить безопасность своих детей. Возможно, это даже могло бы оправдать воспитателей в некоторых несчастных случаях, когда ребенок травмируется по собственной неосторожности и воспитатель действительно ничего не мог сделать. Но это ведь исключительные случаи, а как насчёт повседневности? Как уже говорилось выше, идеальный педагог – это исключительно морально крепкий, интеллектуально развитый и психически уравновешенный человек. Возникает вопрос: может ли такой человек оставаться в нормальном психическом состоянии под ежесекундным надзором со стороны требовательных родителей? На мой взгляд, осознание неусыпного контроля над каждым движением может свести с ума кого угодно.

Даже самый ответственный, любящий детей, знающий свое дело, педагог, может не выдержать такого эмоционального давления и просто уволится. На его место может прийти воспитатель, который обладает гораздо меньшим объемом педагогических способностей и настолько беспринципный, что ему будет все равно наблюдают за ним или нет, при этом будет создавать эффект бурной деятельности на камеру, но по сути ничего не давать детям. Да и такой педагог может долго не выдержать постоянных наблюдений за ним.

Например, я как педагог, который любит свою работу, детей, знает методику воспитания и обучения, ни за что бы, не согласилась работать под всевидящим оком камер. Вовсе не потому что мне есть что скрывать, а просто потому что я начала бы постоянно думать об этом, оглядываться на камеры и в итоге вместо того чтобы посвящать свое внимание детям, я бы стала думать не о них, а о родителях, которые в этот самый момент наблюдают за мной.

Давайте на секунду забудем о воспитателях и вспомним, наконец, о детях.

 Статья на FranchExpert педагога эксперта Елены  Соляник

Опыт детских садов, в которых установлены системы видеонаблюдения, как правило, положительный: воспитатели отмечают, что дети более дисциплинированы, зная, что за ними наблюдают родители. Но настолько ли глубоко было изучено их психическое состояние, чтобы говорить о том, что это пройдёт для них без последствий? Будучи знакомой с теорией детской психологии не могу утверждать что такой контроль со стороны родителей не вызовет у ребенка закомплексованности, скованности в поведении в дальнейшем, или же просто мании преследования, когда ребенок будет невольно искать на стене любого помещения камеру и думать о том, что его видят родители. Это может сказаться на коммуникативной сфере развития ребенка уже в начальных классах.

То, что ребенок ведет себя собрано под контролем родителей, это не гарантия того, что ребенок усваивает необходимые общественные модели поведения, это значит, что ребенок просто подчиняет себя родителям. Но ему стоит только оказаться без их контроля, например, в санатории или на даче с бабушкой и ребенок начнет выплескивать всё, что у него наболело, всё то, что он не мог выразить в саду и дома. Таким образом, желаемое спокойствие за своих чад может обернуться нервно-психическими расстройствами воспитателей и воспитанников. Но если судьба воспитателей родителям безразлична, разве психическое здоровье родных детей можно ставить под сомнение только ради собственного спокойствия.

Я могу понять, что каждый человек в современном обществе хочет казаться высокоинтеллектуальным, продвинутым, идущим в ногу со временем. Но если наши уважаемые родители так хотят показать, что они знают что такое системы видеонаблюдения, не лучше ли посоветоваться со специалистами как их лучше применить для того чтобы максимально обезопасить своих детей.

По-моему мнению, и думаю со мной согласятся многие, наибольшей опасности дети подвергаются не в помещениях учреждения, а на его территории, на прогулках. По рассказам опытных воспитателей, появление в учреждении охранника смогло уменьшить уровень опасности на площадках. Ранее на прогулочных площадках обнаруживались чрезвычайно негигиеничные и неприятные объекты, такие как шприцы, использованные средства контрацепции, экскременты и другой органический и синтетический мусор.

В настоящее время конечно на площадке уже гораздо меньше мусора, но все же, периодически обнаруживаются различные предметы, которым не место на площадке. Лично мной были найдены такие предметы, как: металлический прут (примерно 30 см длинной), ржавый гвоздь, крупный осколок бутылочного стекла, обглоданная кость животного (неизвестного), пустая упаковка от лекарственного препарата, пакет от чипсов и другие.Если пакет от чипсов не может нанести значительного вреда, то думаю, металлический прут вполне может послужить средством нанесения травмы, а ведь дети не думают о последствиях, когда их захватывают эмоции. Вот и подумайте, под каким страхом воспитатели гуляют с детьми на таких площадках, при том, что следить за чистотой там обязывают их и за любой ущерб, в случае чего, также ответят они – воспитатели.

В свете всего вышесказанного, считаю уместным предложить родителям разместить системы видеонаблюдения по периметру забора для того чтобы видеть что попадает на территорию площадки пока на ней никого нет, но и возможно даже кто это сделал.

 ip kamera HIKVISION

Изучив некоторые вопросы организации систем наблюдения, думаю, наиболее подходящей для таких целей может являться система, состоящая из следующих компонентов (для одной прогулочной площадки). В цифры – технические показатели углубляться не буду, но материальную сторону, все же стоит рассмотреть:

- камера ПЗС с ИК-подсветкой (можно в сборе) – 2 500 – 5 000 рублей, черно-белая; Можно купить камеру с поворотным механизмом, но она будет стоить от 5000 рублей с низким качеством и небольших углом обзора.
- кожух для наружного наблюдения – от 200 рублей до нескольких тысяч;
- зум-объектив с автоматической настройкой параметров – от 3 000 рублей;
- оптоволоконный кабель (можно коаксиальный) – от 100 рублей за метр;
- монитор ЖК – от 10 000 рублей;
- видеорегистратор - от 5 000 рублей.

Итого самая простая система видеонаблюдения с одной камерой при самых скромных расчетах обойдется в районе 20 000 – 25 000 рублей.

Уважаемые родители видимо забывают, что финансовое обеспечение даже государственных дошкольных учреждений чаще всего ложится на их плечи. И если они хотят потратить такую сумму на помощь детскому саду лучше, если это будет что-нибудь полезное, а не средство приобретения всеобщего невроза.

С уважением, практикующий педагог специального дошкольного образования, Соляник Елена Юрьевна.

В продолжение темы:

Источник: 2011 © "FranchExpert.ru" Ссылка на источник при перепечатке материалов обязательна. Cтатья "Видеонаблюдение в детском саду: благо или первый шаг к неврозу?" предоставлена FranchExpert.ru Еленой Соляник на правах ЭКСКЛЮЗИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Map

Дизайн — Code and Color